Формальный состав административного правонарушения – это совокупность объективных и субъективных признаков правонарушения, установленных законодательством, наличие которых в деянии является обязательным условием для его квалификации в качестве административного правонарушения.
Формальный состав административного правонарушения
Элементы формального состава правонарушения
Формальный состав правонарушений состоит из следующих основных элементов:
- Деяние: это поведение лица, которое противоречит установленным законом нормам. Деяние может быть в виде действий или бездействия, но всегда имеет обязательный характер.
- Объективная сторона: это внешние признаки деяния, позволяющие установить противоправность его совершения. Объективная сторона включает в себя действия, обстоятельства и последствия правонарушения.
- Субъективная сторона: это психологическая составляющая деяния, которая выражается в умысле или неосторожности лица, совершившего правонарушение. Субъективная сторона может быть умышленной или неосторожной, в зависимости от намерений и сознательности нарушителя.
Классификация формальных составов правонарушений
Существует несколько видов классификаций формальных составов правонарушений. Рассмотрим некоторые из них:
- По степени общественной опасности: правонарушения делятся на легкие, средние и тяжкие, в зависимости от степени причиненного обществу вреда или угрозы его наступления.
- По субъектному составу: правонарушения делятся на индивидуальные, совершаемые отдельными лицами, и коллективные, совершаемые группой лиц или организацией.
- По предмету правоотношения: правонарушения разделяются на административно-правовые, связанные с нарушением административных норм, и специально-административные, связанные с определенными сферами деятельности, например, транспортными.
Примеры формального состава правонарушений
Номер статьи КоАП | Наименование статьи | Формальный состав |
---|---|---|
12.7 | Несанкционированное использование товарного знака | Деяние (использование товарного знака без разрешения), объективная сторона (наличие товарного знака), субъективная сторона (умысел или неосторожность) |
20.25 | Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим механическим транспортным средством | Деяние (нарушение правил дорожного движения), объективная сторона (наличие механического транспортного средства), субъективная сторона (умысел или неосторожность) |
Формальный состав административного правонарушения играет важную роль в определении и привлечении нарушителей к ответственности. Он является основой для применения санкций и мер административного воздействия и способствует соблюдению законности и порядка в обществе.
Отличие административного правонарушения от уголовного и гражданского
1. Цельноталичные составы правонарушений
Административное правонарушение характеризуется нарушением общественного порядка, прав и свобод человека, ведения бизнеса, экологических норм и т.д. Уголовные правонарушения связаны с причинением вреда личности, обществу и государству, такими как убийство, грабеж, мошенничество и т.д. Гражданское правонарушение возникает при нарушении гражданских прав и интересов, когда одна сторона не выполняет свои обязательства перед другой стороной.
2. Квалификация и решение дела
Административное правонарушение рассматривается административными органами, которые имеют право выносить постановления и назначать административные наказания. Уголовные дела рассматриваются судом, который определяет квалификацию правонарушения и назначает уголовные наказания. Гражданские дела рассматриваются судом, который разрешает споры между сторонами и назначает гражданско-правовые меры воздействия.
3. Степень виновности
Административное правонарушение связано с небольшой степенью виновности и санкции могут быть применены в виде штрафов, административного ареста, отзыва лицензии и т. д. Уголовное правонарушение имеет более серьезную степень виновности, а санкции могут быть назначены в виде тюремного заключения, уголовного розыска и т.д. Гражданское правонарушение может быть наказано предоставлением обезщетения потерпевшей стороне за причиненный ущерб.
4. Защита прав и интересов сторон
Административное правонарушение рассматривается в упрощенном порядке и защита прав и интересов сторон может быть ограничена. Уголовное правонарушение предполагает более широкий спектр защитных мер и гарантий для сторон. Гражданское правонарушение позволяет сторонам обратиться в суд для защиты своих прав и интересов.
Вид правонарушения | Органы, рассматривающие дело | Уровень виновности | Санкции | Защита прав и интересов |
---|---|---|---|---|
Административное | Административные органы | Небольшая | Штрафы, административный арест | Ограничена |
Уголовное | Суды | Высокая | Широкий спектр | |
Гражданское | Суды | Средняя | Обезщетение | Защита в суде |
Процедура определения формального состава административных правонарушений
Этапы процедуры определения формального состава административных правонарушений:
- Инициирование процесса: Процедура определения формального состава административного правонарушения начинается с инициирования самого процесса правоохранительным органом или компетентным лицом. Они обнаруживают факт нарушения и принимают необходимые меры для его расследования.
- Сбор доказательств: Следующим этапом является сбор необходимых доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения. Доказательства могут включать свидетельские показания, фото- и видеоматериалы, экспертные заключения и другие.
- Идентификация признаков: На этом этапе происходит идентификация всех признаков, характеризующих данное административное правонарушение. Это могут быть как объективные признаки (например, наличие запрещенных предметов), так и субъективные признаки (например, умышленное намерение совершить правонарушение).
- Сравнение с нормативными актами: Далее производится сравнение собранных признаков с нормативными актами, которые регулируют данное административное правонарушение. Если собранные признаки совпадают с определенными нормами, то можно говорить о наличии формального состава правонарушения.
- Принятие решения: На последнем этапе процедуры определения формального состава административного правонарушения принимается решение о дальнейшем судебном преследовании лица, совершившего правонарушение. Если формальный состав не установлен, дело может быть прекращено.
Таким образом, процедура определения формального состава административных правонарушений включает в себя несколько этапов, начиная от инициирования процесса и заканчивая принятием решения о дальнейшем судебном преследовании. Важным моментом является сбор достаточных доказательств и идентификация признаков, характеризующих данное правонарушение.
Классификация правонарушений по формальному признаку
Административные правонарушения могут быть классифицированы по формальному признаку на основе их характеристик и особенностей. В этом разделе мы рассмотрим основные виды административных правонарушений с точки зрения их формального состава.
Общие правонарушения
Общие правонарушения представляют собой нарушения общегосударственного порядка и правопорядка, которые совершаются гражданами и юридическими лицами. К таким правонарушениям относятся, например, нарушения общественного порядка, причинение вреда здоровью, несоблюдение правил дорожного движения и другие подобные правонарушения.
Служебные правонарушения
Служебные правонарушения являются нарушениями, совершаемыми должностными лицами в ходе осуществления своих служебных обязанностей. К таким нарушениям можно отнести злоупотребление полномочиями, неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, разглашение информации, составляющей государственную тайну и другие аналогичные правонарушения.
Налоговые правонарушения
Налоговые правонарушения представляют собой нарушения налогового законодательства или требований налоговых органов, совершаемые гражданами и организациями. К таким правонарушениям относятся уклонение от уплаты налогов, представление ложных сведений в налоговую инспекцию, несоблюдение сроков уплаты налогов и другие аналогичные правонарушения.
Таким образом, административные правонарушения можно классифицировать по формальному признаку на общие, служебные и налоговые. Каждый из этих видов правонарушений имеет свои характеристики и требования, которые должны быть соблюдены при их рассмотрении и наказании.